Поштучно в листах
Бумага для акварели в листах
Вот вы пришли за акварельной бумагой в магазин. Перед вами - несколько альбомов, бумага в листах поштучно и разнообразные названия: бумага холодного прессования, бумага горячего прессования, среднезернистая, крупнозернистая, гладкая бумага, бумага торшон.
Вы видите и надписи на английском - Cold Pressed, Hot Pressed, Rough. Как же разобраться в этом многообразии и выбрать именно то, что вам нужно?
Акварельная бумага - разновидности
Какой бывает акварельная бумага? Для разных задач и художественных приемов выбирают разную бумагу, чтобы она как можно лучше передавала технику художника.
- Бумага холодного прессования
- Бумага горячего прессования
- Бумага торшон
- Крупнозернистая бумага
- Среднезернистая бумага
- Мелкозернистая бумага
- Гладкая бумага для акварели
В альбомах бумага собрана одного определенного вида, но бумагу поштучно можно купить самую разную. Например, Arches производят бумагу для акварели 2 в 1, с выраженной структурой с одной стороны и гладкой с другой. Это замечательное решение для тех, кому хочется попробовать себя и в пейзажах “по-мокрому”, и в точной ботанической иллюстрации.
Давайте теперь подробнее разберемся с каждым из видов бумаги для акварели.
Акварельная бумага холодного прессования
Называется так эта бумага для акварели потому, что для создания текстуры слои бумаги пропускают через холодный пресс с высоким давлением, от чего слои скрепляются механически. Это дает среднее и крупное зерно, которое только помогает выявить светящуюся прозрачную акварель, показать игру света и тени и добавить объемности работы.
Бумага холодного прессования отлично подходит для работ “по-сырому” или “по-мокрому”.
Так как сама технология изготовления бумаги холодного прессования дорогая, такую бумагу используют художники для серьезных работ. Однако, ничего не мешает вам писать акварель на такой бумаге и для себя, никому не показывая. Это дает особую нежность и уединенность творческому процессу, а такое творчество великолепно снижает стресс.
Бумага холодного прессования для многих художников приятнее, чем бумага горячего прессования, потому что имеет, как бы, живую структуру, уникальный неповторимый рисунок, который вступает в диалог с акварельными красками.
Однако, холодный пресс подходит не всем: художники, любящие точные детали, миниатюру, прорисовку и точность в акварельной живописи, будут испытывать трудности на бумаге с выраженной зернистостью. Для тонкой работы больше подойдет бумага горячего прессования.
Еще одно отличие это состав бумаги. Бумага холодного прессования изготавливается из 100% хлопка или смести хлопка с целлюлозой, а бумага горячего прессования чаще 100% целлюлозная.
Бумага горячего прессования
Это еще один основной вид бумаги для акварели. Здесь слои бумаги пропускаются через нагретый пресс, поэтому они спаиваются друг с другом, образуя гладкую поверхность.
Бумага горячего прессования считается несколько ниже по уровню, чем холодный пресс, однако она гораздо больше подходит для точной иллюстрации, ботанической иллюстрации, прорисовок деталей, работы “по-сухому”. Бумага горячего прессования лучше всего подходит для работ в смешанной технике, когда используется акварель и карандаши, маркеры или линеры в одной работе.
И бумага горячего прессования, и холодного прессования делается особо плотной - от 250г/м2, чтобы можно было не только писать многократными акварельными лессировками и использовать много воды в работе, но и вымывать целые участки кисточкой и даже губкой.
Бумагу для акварели можно мыть губкой
Это звучит как что-то невероятное, но хорошую бумагу для акварели с высокой плотностью можно действительно мыть губкой до белого листа. С этим связана замечательная история конкурсной работы одного студента художественного вуза.
На конкурсе другие работы были сделаны уже опытными художниками, и студент никак не мог понять, в чем же отличие его акварельной техники от других. Когда подошла его очередь, он начал с абстракции “мокрым-по-мокрому” в акварельной технике. Для этого он взял большой лист бумаги холодного прессования очень высокой плотности.
Когда он закончил с абстракцией, он взял губку и таз и прямо на глазах у жюри смыл свою картину. На листе акварельной бумаги он оставил только легкие намеки на то, что там уже были акварельные краски. Потом он снова нанес на акварельную бумагу пятнами разные краски, и снова губкой смыл их. Так он сделал ровно 10 раз, и в конце бумага уже не была чисто белой, в ней можно было увидеть всю историю смывания краски, когда через один прозрачный, почти незаметный слой, проступал предыдущий. Там просматривались все 10 слоев предыдущих картин.
В конце, он взял кисть, несколькими движениями подчеркнул только ему понятные акценты, и закончил работу с помощью линеров. Яркие черные линии показали очертания всего Андреевского спуска в Киеве, и на конкурсе он получил заслуженное первое место.
Бумага торшон
Торшон по-французски или Rough - “грубый” по-английски это один и тот же вид бумаги для акварели ручной работы.
Такая бумага прессуется вручную, поэтому у нее еще более выраженная текстура, чем у бумаги холодного прессования. Это самый дорогой вид бумаги для акварели.
На такой бумаге стоит рисовать после нескольких лет практики и делать полноценные работы. Даже подобная бумага делается полностью без кислот, поэтому не желтеет со временем и обладает исключительной цветопередачей и светостойкостью.
Бумага для акварели крупнозернистая
Это может быть и торшон и холодный пресс. Такая бумага отлично подходит для акварельных техник с добавлением большого количества воды.
Кроме того, обратите внимание на состав бумаги:
- Хлопковая бумага выдерживает гораздо больше наслоений краски, отмывок, даже вымывания с помощью губки.
- Бумага из целлюлозы будет гораздо дешевле, но и менее стойкая - на ней лучше ограничиться 3-4 слоями краски и не использовать слишком много воды.
- Бумага микс из смеси хлопка и целлюлозы это средний вариант. На ней удобно экспериментировать, когда вы только ищете свой путь художника, а так же рисовать в смешанной технике.
Бумага для акварели среднезернистая
Это самая распространенная бумага для акварели. Ее производят в наибольших масштабах и в основном из целлюлозы. Встречается ее разновидность холодного прессования и горячего прессования с искусственной зернистостью.
Среднезернистая бумага холодного прессования будет дороже и чаще всего большей плотности, чем аналогичная бумага горячего прессования.
При выборе учебной бумаги для акварели обратите внимание на ее плотность. Для удобной работы с акварелью нужна плотность 250 г и выше. Многократные отмывки губкой выдерживает бумага с плотностью выше 690 г. Конечно, она гораздо дороже, но ее можно использовать многократно. Нарисовали тренировочный рисунок - помыли мокрой губкой - и можете рисовать заново.
Бумага для акварели мелкозернистая
Этот вид бумаги для акварели изготавливается не так часто, поскольку большинство художников в акварельной технике предпочитают работать на зернистой бумаге. Однако, если вам нравятся особенно точные рисунки, и вам доставляет удовольствие прописывать каждую деталь, вам понадобится бумага с мелким зерном или гладкая.
Такая бумага будет горячего прессования, поэтому будет дешевле, чем среднее и крупное зерно.
Благодаря этому вы сможете шире выбирать плотность бумаги и ее состав.
Особенно хорошо портреты и ботаническая иллюстрация получаются на хлопковой плотной бумаге горячего прессования.
Гладкая бумага для акварели
Гладкая бумага это всегда горячий пресс. Будьте внимательны, бумага плотностью меньше 200 г может скатываться от воды и деформироваться, поэтому для работы выбирайте бумагу плотнее 200-250 г и обращайте внимание на текстуру.
На гладкой бумаге великолепно получаются точные тонкие работы, прописывание деталей, ботаническая иллюстрация и точная архитектурная графика в сочетании с акварелью.
На гладкой бумаге замечательно получаются смешанные техники - это когда в одной работе используют акварель, карандаши, маркеры, линеры, тушь и так далее.
Техника mixed media сейчас набирает все большую популярность, потому что именно в ней вы обретаете полную свободу и не сковываете себя одним инструментом для живописи. Для такой техники гладкая акварельная бумага подходит лучше всего. Так же есть специальная бумага для mix media в альбомах.
Бумага в рулонах
Для постоянного рисования и экспериментов с форматами вы можете приобрести бумагу в рулоне. Это намного выгоднее, чем приобретать бумагу поштучно или в альбоме, однако вы должны точно знать, какой именно вид и тип бумаги будет вам нужен.
Бумага для акварели это одно из трех сокровищ художника. Вместе с качественной бумагой, подходящей вам по типу, вам понадобится качественная кисточка для акварели и хорошие акварельные краски. С этим набором можно начинать свой путь художника, а дальше вас ждет только безграничное чистое творчество.