Вы здесь

Рисунок пастелью

06.12.2013 13:54

Техника рисунка пастелью берет свое начало от рисунка мягкими материалами - сепией, углем, сангиной, угольным карандашом. Пастель, как техника и изо- бразительный материал, давно популярна среди художников. Известно, что предва- рительные наброски к своей знаменитой «Тайной вечере» Леонардо да Винчи делал с помощью мягкого материала, сангины, с добавлением мела. Смешение этих материалов получило название «a pastello», которое с итальянского переводится, как «тесто». Оно и созвучно с нынешним названием «пастель».

Пастель бывает трех типов: «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

В этой технике можно делать любые сюжеты – от пейзажей до портретов. Работы, выполненные пастельными мелками не яркие, нежные, даже легкие. Широкое использование штриха в пастели сближает её с графикой и формально, картины сделанные при помощи этого материала, относят к графике. Хотя, работающий в этой технике художник выступает, скорее, как живописец.

Мягкие тона и плавные переходы достигаются за счёт возможности рисования всей поверхностью пастельного мелка, а пастельным карандашом более жёсткой структуры можно проработать мелкие детали и добиться более чёткого рисунка.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или клячка. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать.

Работы можно сразу помещать под стекло, при этом стекло не должно касаться рисунка. Для этого служит паспарту. Можно закреплять пастель специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. Закреплённая сухая пастель требует тоже бережного обращения. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой.